Першая ўзнагарода конкурса эсэ “Жанчыны – мы разам!”
Журы вырашыла ўзнагародзіць працу за тое, што яна з'яўляецца пачуццёвым апавяданнем маці пра дачку, якое адлюстроўвае лёс жанчын на Беларусі.
Марина Титова
Флаг держала моя Любовь.
Я до сих пор не знаю, как она попала на обложку книги З.Позняка «Цяжкi час», которую выставляли в конце ноября прошлого года на выставке исторической книги в Королевском замке Варшавы. Но хорошо помню, откуда этот сюжет на фото. Была зима. Был митинг предпринимателей в Минске. Минск и регионы бастовали в знак несогласия с тем , что власть опять нашла способ как задушить малый бизнес. Чтобы донести правительству свои требования, решено было передать главе администрации президента письмо. Поэтому народ, собравшийся на пл.Октябрьской в центре Минска должен был пройти в сторону пл.Независимости к зданию правительства. Вот тогда, видя нерешительность многих, моя Люба и встала впереди всех с бело-красно-белым флагом. Колонна подтянулась и все вышли на проспект.
Мы шли через весь проспект, по дороге у неё многие предприниматели просили подержать флаг. На перекрёстке Люба остановилась, ожидая, когда все подтянутся. Шёл мокрый снег, ветер бил в лицо наотмашь ,вырывая в свою очередь флаг. Но она держала его крепко своими тонкими девичьими руками .Вот тогда видимо фотограф и запечатлел её. Она ещё не знает, что совсем скоро вдогонку митингующим промчатся по проспекту автозаки. Как омоновцы пересекут это пространство, чтобы очистить его от недовольных предпринимателей. Она ещё стоит с этим флагом.
Как стояла с ним и тогда, когда два года назад в 2006 году приходила на эту самую площадь в палаточный городок после выборов 2006 года, чтобы сменить своих товарищей, которые пришли на Площадь в знак протеста против фальсификации выборов. Против лживых выборов и и прежде всего от отчаяния, что совсем недавно перед этими выборами был арестован её отец и мой муж. В тоненькой короткой курточке она и была брошена той чёрной мартовской ночью 2006 года в автозак ,потом в спец.распределитель Минска на ул. Скорины.
Я долго её искала в тот день. У младшей дочери нога была в гипсе, но я вышла в торговый центр Олимп ,где была тогда моя торговая точка. Помню, пересекаю дорогу напротив ЦУМа и стою просто в шоке. Через весь проспект на большой скорости проехала армада автозаков и машин с силовиками. Город напоминал военное время. Это уже потом я узнала, что силовики двигались на разгон тех, кто пришёл поддержать молодёжь из палаточного городка, которую забросали в автозаки прошлой ночью.
В торговом центре была удивительно демократичная администрация, они позвали меня к компьютеру, чтобы в списках правозащитного сайта Весна поискала свою дочь. Нашли мы её в обновлённых списках только под вечер после 16.00.
Камеры на Окрестино и на Скорины были забиты молодёжью. После скорых на расправу судов всем были даны сутки: кому 10,кому 15,кому больше. Моей Любе, которая выглядела лет на 16 лет, дали 10. Но и этого хватило, чтобы запомнить на всю жизнь и ту ночь, и те дни отсидок в холодной и грязной камере. Ребят арестовали, когда было потепление. Сейчас же ударили не по-мартовски сильные морозы, и в камерах тоже было холодно. В первые два дня не было одеял. Спали, тесно прижавшись друг к другу. Им подсыпали в чайники снотворное, чтобы не пели в камерах свои молодёжные песни протеста. Когда девчата это поняли, решено было не пить воду, что им давали. Потом им разрешили передачи. Я сама стояла в такой очереди, чтобы передать дочери продукты и вещи.
Потом была ночь, когда они выходили из спецприёмника.. Дочь потом рассказывала, ребята думали, что им придётся идти пешком морозной ночью к своим домам. Администрация выпускала их с другой стороны здания. Они вышли в полную кромешную темноту ночи. И вдруг… словно в сказке они услышали ИХ музыку, они увидели море огней. Это встречающие ожидали их со свечами и цветами. Солидарность друзей, совсем незнакомых людей и конечно, родных-это был настоящий праздник! Они не одни, их любят, их судьба никому не безразлична.
Когда я смотрю на это фото моей дочери, стойко стоящую в центре Минска, посередине его центрального проспекта, я вспоминаю, как мы с ней пришли на свой избирательный участок на выборах 2006 года. Я бросила в урну бюллетени и горько расплакалась. Я понимала, что бросаю зря. Никто мой голос в защиту оппозиционного политика считать не будет. Так оно и произошло. Люди, хорошо знавшие, что ни они, ни их знакомые и родственники не голосовали за прежнего президента, оказывались перед фактом, что он вдруг набрал столько голосов. Поэтому на следующих выборах на пост президента я решила не плакать, а идти помогать тем кандидатам, которые были в оппозиции. Дочь тоже поддержала моё решение-собирать подписи за Андрея Санникова. Вот если пройти немного вперёд от того места, где стоит моя Люба с флагом, на пл Независимости, то можно вспомнить события 19 декабря 2010 года.
В тот день были подведены итоги выборов. И опять народ, как и на выборах 2006 года в основной своей массе понял, что их обманули. Поэтому несколько тысяч человек пришли пл.Октябрьскую. Оттуда, как и в случае с дочерью, все пошли через проспект до пл.Независимости. Здесь у здания правительства ,где власть строила провокацию с разбиванием стекол, наша группа Европейской Беларуси и попала в плотное кольцо ОМОНа. Кто-то успел выбежать, битый дубинками цепных псов режима, но многих похватали и бросили в автозаки. Я отошла к журналистам и операторам иностранных телеканалов. Мне никак нельзя было попасть в автозак. Через три дня-свидание с мужем в колонии. Продуктовая ему передача в 30 кг. Когда на этой стороне площади прошла полная зачистка территории, и нас всего-то из гражданских оставалось 5 человек и столько же журналистов, ко мне подошёл Мавсун Гаджиев журналист Коммерсанта и предложил попробовать меня отсюда вывести. Благодаря Мавсуну я вышла из плотного кольца ОМОНа к подземному переходу. Я уже поблагодарила и попрощалась с журналистом, уже села в машину сына, который как раз ехал со стороны вокзала, когда на мой телефон стали поступать звонки. Звонили подруги дочери, кому она дала мой телефон для связи, сама приехать не могла- училась в Польше и впереди был ещё экзамен. Я принимала звонки от ребят из автозаков и переадресовывала им правозащитникам с центра Весна. Дома долго сидела перед компьютером. Наш оппозиционный сайт Хартия был заблокирован. Уже под утро узнала, что в офисе Весны были обыски. Что было много арестов среди журналистов ,активистов и просто тех, кто вышел на площадь. Убивало враньё и лицемерие, лившееся рекой с телеэкрана и государственных СМИ.
Именно так было и в2006 году. Когда ОМОН побросал ребят в автозаки и вывел всех журналистов с площади, а в центре палаточного городка появились люди ,державшие в одной руке белые мешки . В другой они держали телекамеры с логотипом Белорусское Телевидение. Эти люди мастерски высыпали мусор из этих мешков, умело раскладывали шприцы у их палаток и тут же снимали воистину грязную свою работу.
Моя дочь Люба, которая уже по программе Калиновского получила опольский диплом и которая решила пока остаться в замечательном городе Гданьске, порадовала меня тем, что хочет заняться начать свой творческий проект по белорусским народным сказкам. Когда я впервые спросила её, почему она решила взять этот, а не другой какой-нибудь проект, она удивлённо вскинула на меня глаза и сказала: «Ты забыла? Это память о моём педагоге в Ополе , которая очень надеялась, что я займусь реализацией той темы, к которой она меня постоянно подводила. Которая заметила, что сказки белорусские- яркие и живописные. Но их тоже надо немного осовременить и донести через своё личное видение до маленьких зрителей Беларуси». Светлая память замечательному педагогу в Ополе. Звали её Joanna Spalińską-Mazur.
Что увидела польский педагог в моей Любе? Почему именно к истокам народного фольклора она так увлекла мою дочь. Сама Люба говорит, что много ей рассказывала о Минске, о Беларуси. Единственное, о чём не поделилась моя дочь-это о флаге, с которым она однажды гордо шла по центральному проспекту своего города. Не поделилась не потому, что об этом забыла. Просто не увидела в этом что-то особенное. Просто, это они, молодые белорусы и есть связь времени. И в руках у них те символы, которые остались в нашем национальном традициях, а значит в нашем самосознании и даже в нашем фольклоре.
Время обязательно всё расставит на свои места. А пока моя дочь вместе со своими сверстниками по-своему переживают этот свой ЦЯЖКI ЧАС. Чтобы остаться не только на обложках книг замечательных своих земляков, но и чтобы приблизить то время, когда можно будет не боясь насилия со стороны властей, поднять свой национальный флаг. Тот флаг, под которым ещё не раз пройдут по центральному проспекту Минска гордые и свободолюбивые белорусы.
Медыя- партнёры: